Любовь и голуби «Шо характерно любили друг друга!» 6


Другие статьи by Никфор Ляпис-Трубецкой (see all)

«Фигура первая. Лирическая»

По воспоминаниям режиссера Владимира Меньшова и актеров принимавших участие в съемках.

Идея снять лирическую комедию появилась у Владимира Меньшова после того, как он увидел спектакль по пьесе Владимира Гуркина на сцене театра «Современник». Практически у всех персонажей были реальные прототипы: характеры Надюхи и Василия, Владимир Гуркин писал со своих родителей, дядю Митю – с деда, бабу Шуру – с родной сестры своей бабушки, Кузякины – настоящая фамилия его соседей, сам сюжет тоже был «подсмотрен» из жизни родственников.

 

 

— То, что в тот момент я оказался в театре “Современник” на премьере комедии “Любовь и голуби”,— вспоминает Меньшов одновременно и случайность, и закономерность. Это был абсолютно не в духе “Современника” спектакль, на котором меня и осенило: я методологически неправильно подхожу к выбору материала. Что вот как раз та тема, которая заставляет смеяться и плакать. И не хочется после окончания бежать сразу из зала — есть потребность посидеть и подумать. Я был тронут до глубины души, что в тот момент показалось мне единственной достойной мотивацией для создания фильма. Одним словом, тогда на ступенях театра я решил, что буду снимать “Любовь и голуби”. Уже на следующий день я связался с заведующей литературной частью “Современника” Галей Боголюбовой, и она нашла мне координаты Володи Гуркина, актера Омского драмтеатра, где и была впервые поставлена эта комедия.

— Сказать, что он был ошеломлен моим приездом в Омск, — не сказать ничего, —Я был для Володи приезжей московской знаменитостью, недавно получившей престижную американскую кинонаграду. Он реагировал на меня, как Али-Баба на “Сезам, откройся!”. Так что уговорить его не составило труда. Трудность была в другом— у Гуркина не было опыта в написании сценариев. А когда за это взялся я, то очень скоро понял, что от театральности материала мне ни при каком раскладе не избавиться. Это была другая манера подачи, труднопереводимая на киноязык. Я же поначалу хотел снимать картину а-ля Шукшин. Пришлось передумать и превращать недостатки, связанные с театральностью материала, в достоинства.

— Ну вот… день взятия Бастилии впустую прошел!

Когда я понял, что надо работать в духе дальнейшей театрализации фильма, родились и танцплощадка, и все эти находки с падением из избы в море, снятыми одним кадром без монтажных склеек, и звездные надписи в небе. И все вдруг стало получаться. А Васю в Омском театре играл, кстати, ныне известный киноактер Юрий Александрович Кузнецов.

 

 

Герои этого фильма, стали просто «родными», а ведь вместо всем нам знакомых актёров могли сняться и другие. Кузнецова не стали приглашать, он готовился к съемкам в своем первом фильме “Торпедоносцы”. На роль Васи пробовались:

Виктор Борцов

Борис Сморчков

Николай Лавров

Владимир Мычкин

Сергей Юрский

Анатолий Скорякин

Но Меньшов выбрал Александра Михайлова и на пробах понял, что не ошибся. Хотя съемки едва не сорвались  из-за тогдашней киновостребованности Михайлова. Приходилось под него подстраиваться. Александр Михайлов рассказывал, что до съемок фильма не видел спектакль «Любовь и голуби», который шел в «Современнике» и где играла Дорошина.

 

Актер признался, что тогда даже не мог представить себе, что она станет его хоть и экранной, но самой любимой женщиной. Не мог он также подумать и о том, что именно работа в этой картине затмит все, что он и Дорошина делали до и после, и эта работа для них станет судьбоносной. Михайлов также отметил, что, «Меня до сих пор многие называют Васей и непременно предлагают выпить – я чуть не спился!»

— А если это любовь, Надя?
— Кака любовь?!
— Така любовь! Вот о чем должны вы были сначала подумать, Наденька!

На роль Нади пробовались:

Любовь Полищук

Татьяна Жукова

Нина Дорошина

Меньшов переживал что, Дорошина может отказаться “входить в одну воду” дважды. Но она, согласилась и пришла из театра с готовым рисунком роли. А знаменитую сцену истерики сыграла один в один, как в театре. С ней не пришлось даже репетировать. Полищук могла бы быть интересной в этой роли. Но получилась бы уже другая Надя, конечно.

 

 

— Страшную весть принес я в твой дом, Надежда! Зови детей!

Дорошина очень стеснялась своего партнера по народной комедии “Любовь и голуби”, который был на 10 лет младше актрисы. Она намекнула режиссеру Владимиру Меньшову, что он, как сейчас бы сказали, допустил мискастинг. Но гримеры постарались и превратили красавца Михайлова в простого деревенского парня. А дальше все пошло как по маслу.

 

Владимир Меньшов рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. Пьеса ему категорически не нравилась, они же тогда в “Современнике” были повернуты на социальности. Но, прочитав сценарий, Олег Павлович неожиданно согласился. Но тут в его жизни возникла картина “Мэри Поппинс, до свидания!”, и роль там показалась ему более интересной.

 

 

— Простите, что помешал вам деньги прятать.

Так на съемочной площадке появился Сергей Юрский, которого ассистенты Меньшова однажды “за спиной” Владимира Валентиновича решили попробовать на роль Васи Кузякина.

 

 

 

На роль дяди Мити, кстати, пробовались тоже разные актёры, в том числе Евгений Шутов, но в итоге дедушку сыграл Сергей Юрский. Но этой роли могло не быть в фильме вообще: руководство нашего кино потребовали от Меньшова убрать из фильма «пьяные сцены» – начиналась борьба за трезвость. А почти все эти сцены (одни из лучших в фильме) сыграны как раз Юрским. Режиссёр, к счастью, фильм отстоял.

 

— Умерла, говорит, дедушка, твоя бабушка…
— Инфаркт Микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало…

Тут же решили позвать жену Юрского, блестящую актрису Наташу Тенякову. Хотя уговаривали ее долго. Тенякова не любит сниматься, критически относится к тому, как она выглядит на киноэкране. Но когда она поняла, что мы с помощью пластического грима «спрячем» ее за внешностью старухи, согласилась.

 

— Кикимор я не понимаю! Убери ее, Надежда!

Нина Дорошина оказалась на съемочной площадке практически старше всех – ей на тот момент было около 50-ти. В то время как баба Шура на самом деле была моложе нее на 10 лет. «Деду» Сергею Юрскому было всего 48. Истинные петербуржцы, они очень органично смогли воплотить образ деревенских жителей.

— Ты идешь к этой горгоне?
— Не, я к жене.

На роль Раисы Захаровны режиссер искал манерную даму. Предложил роль Татьяне Дорониной, но та почему-то испугалась играть такую героиню. Потом пробовал Ольгу Яковлеву, Наталью Кустинскую. И, конечно, свою жену Веру Алентову, но ее как раз в тот момент утвердили на роль в другом фильме.

Татьяна Доронина

Ольга Яковлева

Наталья Кустинская

Вера Алентова

В результате группа уехала в экспедицию в Медвежьегорск, где снимали блок о деревенской жизни героев, так и не решив вопрос, кто же будет играть Раису Захаровну. И вдруг, уже в процессе работы, пришла идея пригласить Людмилу Гурченко. Разыскали актрису, которая в это время отдыхала в Пицунде, дали телеграмму. Гурченко приехала в Медвежьегорск.

В комедии Гуркина у нее небольшая роль в одной сцене, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась

— Людк, а Людк! Тьфу! Деревня!

Если со взрослыми актерами определились достаточно быстро, то с исполнителями “детских” ролей возникли проблемы.

— Был проведен огромный кастинг, — вспоминает Владимир Валентинович, — в результате которого Людкой стала Яна Лисовская из школы-студии МХАТ, она училась на одном курсе с Романом Козаком, Александром Феклистовым. Потом вышла замуж за немца, уехала в Германию и больше нигде не играла. На съемочной площадке фильма “Любовь и голуби” Яна подружилась с моей дочкой Юлей. Они до сих пор часто созваниваются и подолгу общаются.

 

— Лень, баба Шура-то померла!
— Нормально…

А Леньку поначалу должен был играть другой парень. А одному из претендентов на эту роль Игорю Ляху ничего не сказали, забыли. В результате на съемках первой сцены с Ленькой встретились сразу два претендента на эту роль. Мне больше понравился Игорь. Он и сыграл Леньку.

 

 

— Ракушек мне привези… И пальму.
— Ой, дочь, пальму-то на себе переть?
— Веточку.

С Ладой Сизоненко, сыгравшей младшую дочь Кузякиных (ей тогда было 12 лет), я недавно случайно встретился. Она стала манекенщицей.

 

 

 

Ну а роль ведущего, объявляющего номера, Владимир Меньшов придумал прямо во время съемок. И сам ее сыграл. Правда, для завершения образа героя требовался чуб, торчащий из-под косо надетой кепки. Его изготовили из того, что нашлось на площадке, точнее, из… парика Людмилы Гурченко, надетого задом наперед!

 

 

 

«Фигура вторая. Печальная»

В пьесе дело происходит в сибирской деревне, уезжать на съемки в столь далекие края Меньшов не решился. Прежде всего из-за дороги, которая отнимала бы у слишком занятых актеров много времени. Поэтому натуру искали в Карелии. Объездили десятки деревень, но в итоге «сибирскую деревню» нашли в Медвежьегорске.

«Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке… мы спустились и увидели этот дворик». «Тут мне понравился пейзаж: вода, возвышенности, не характерные, кстати, для Карелии. Да и добираться более-менее удобно: поездом мы доезжали до Петрозаводска, а потом на машине, правда, по очень плохой дороге». И все равно собрать всех актеров вместе на одной площадке бывало задачей не из простых. Один приезжал на съемки, другой уезжал на спектакль. И так постоянно. Для финальной сцены, чтобы собрать всех артистов, пришлось даже использовать вертолет! Дорошину в воздухе уже гримировали.

— Шибануло вашего отца, Людка!.. Всё, теперь так и останется…
— Что останется?
— Что-что? Косоглазие!!!
— Так он живой?
— Ты че каркаешь, дура? Конечно, живой! А вы что подумали?!

 

В доме, во дворе которого на месяц устроилось кинематографическое семейство Кузякиных, все время съемок жили его настоящие хозяева. Пока переставляли аппаратуру, они ухаживали за огородом и живностью. Кстати, их собака снялась в одном из эпизодов фильма. Добрые люди не возражали, даже когда группа выстроила на их участке летнюю кухню, настил из досок и голубятню. Между прочим, после завершения съемок эта голубятня простояла еще много лет, пока беспокойные родители не разобрали ее от беды подальше — слишком уж часто их дети лазили наверх.

В 2011 г. после пожара этот дом снесли, теперь на его месте – новый коттедж. А площадку, на которой герои фильма танцевали кадриль, местные жители разобрали на дрова и на доски для сараев.

 

 

А голуби на съемках были дрессированные, так что особенных хлопот группе не доставляли и все команды выполняли слаженно. Кроме одного случая. В финале летит стая голубей, а один из них резко пикирует вниз.

 

 

В последний момент режиссер придумал, что во время сцены любви Надежды и Василия на берегу реки распустится сухое дерево. Нашли фокусников, те накрутили на дерево «волшебные трости», дергали их за веревочки, и те расцветали пышными цветами…

 

 

 

Не давала покоя Меньшову и квартира, в которой живет Раиса Захаровна. Уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно. «Я когда-то увидел подобное в одной квартире: большая дубовая дверь, в ней окошко, через которое подаются блюда. В хрущевке нашей героини это выглядело забавно». Добавила красок и Людмила Гурченко. Для начала привлекла к съемкам собственную собачку. А потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит… кактусы. За эту деталь Меньшов тут же ухватился, и жилплощадь разлучницы уставили растениями, о которые постоянно кололся неверный Василий.

— Мой папа очень хотел мальчика, а родилась девочка.
— Как назвали-то?
— Кого?
— Девчушку-то??
— Раиса Захаровна!

Александр Михайлов вспоминал, сцену с курортом снимали в Батуми. Из-за этой сцены я чуть не утонул. У Меньшова была идея — одним кадром снять, как Вася Кузякин прощается с семьей в деревенском доме, открывает дверь избы, спиной в костюме падает в Черное море, а выныривает из-под воды уже в плавках. И вроде придумали, как это сделать.

На пирсе выстроили павильон. Под водой сидели водолазы, чтобы в считанные мгновения стащить с меня костюм.Вот только с галстуком в первом дубле была загвоздка. Они его дергали, а галстук только сильнее затягивался на шее. Вынырнуть я не мог, водолазы же меня держали под водой, делая свое дело, тупо выполняли указание режиссера раздеть меня до трусов.

 

 А что со мной, как — не важно. Упорные были ребята. Я уже начал захлебываться, когда увидел у одного водолаза нож, прикрепленный к поясу, — и вот я стал по этому ножику бить.Только тогда они сообразили, что со мной совсем худо. Разрезали галстук, вытащили меня. Все обошлось. Когда снимали следующие дубли, костюмеры придумали закрепить галстук сзади тонкой ниткой, водолазы ее быстро разрывали, без риска меня утопить.

— Ах ты, сучка ты, крашена!
— Почему же крашеная, это мой натуральный цвет!

Все это снималось около Батуми в ноябре. Вода 14 градусов. Мы в нее беспрерывно ныряли. Люсе, которая была совершенно тепличным существом, постоянно мерзла и дрожала, приходилось особенно туго. И вот она героически плавала в этой ледяной воде в ожидании, пока я занырну, и умоляла режиссера: «Володя, сколько можно? Давай бросай этого длинного! Я сейчас окоченею!»

 

«Фигура третья. Разлучная»

Съемки были завершены в декабре 1983 г., но зрители увидели фильм только спустя год. На худсовете картину забраковали сразу по нескольким позициям. В тот момент как раз был разгар антиалкогольной кампании, и первым требованием было вырезать все сцены, где герои выпивали. Роль дяди Мити тут же сократилась почти полностью, многие комичные эпизоды выпадали. Меньшов отказался вносить изменения, и его отстранили от монтажа. «Назначили другого режиссёра для перемонтажа. Но лента после всех правок откровенно «сыпалась».

В результате чиновники вернули режиссера и уговорили на две маленькие поправки. Но упрямый Меньшов сделал только одну, о чем, правда, до сих пор сожалеет. У сцены, где Василий и дядя Митя на причале пьют пиво, а потом,  после того как их спугнули жены, разбегаются, было продолжение. Оставленные шесть кружек пива за минуту выпивал проходивший мимо мужчина.

 

«Сильно пьющего элемента» с удовольствием сыграл местный, медвежьегорский мужик, которого второй режиссер заприметил среди любопытных на съемочной площадке и предложил роль. Некоторые эпизоды режиссер убрал по собственному решению. Картина выходила слишком длинной, и Меньшов решил сократить хронометраж до 101 минуты.

Так, «уменьшилась» жизнь Василия в квартире у Раисы Захаровны и его «взаимоотношения» со стиральной машиной, исчез сон Кузякина. Из-за перемонтажа на «Любовь и голуби» потратили больше денег, чем было запланировано, за что режиссер и директор лишились части гонорара. У Меньшова из зарплаты вычли 10 процентов, а у директора Александра Литвинова — даже 20. Причиной стала его объяснительная записка: «Перерасход произошел по вине дирекции киностудии «Мосфильм», которая не заняла прин­ципиальной позиции и заставила делать перемонтаж…» В общем, в результате препирательств с чиновниками фильм вышел с опозданием, вторым экраном, без рекламы. Он взял свое только за годы многолетней зрительской любви.

 


Оставьте комментарий

6 мыслей про “Любовь и голуби «Шо характерно любили друг друга!»

  • Lesami

    спасибо большое! Любовь и голуби – один из самых любимейших фильмов! пересмотрен уже, наверное , раз 100 и не надоедает ! многое знала об истории его съемки, но, как и фильм – не надоедает! обожаю в нем все и всех. и искренне считаю, что там просто ВСЕ на своих местах. не вижу ни в одной роди других актеров.
    кстати, Александр Михайлов родился в Читинской области ( Забайкальский край), а после 7 класса переехал во Владивосток. пытался поступить в Нахимовское училище, но не сумел. правда,на какое-то время ему все же удалось связать жизнь с морем , работал матросом-мотористом. позже поступил в Дальневосточный педагогический институт искусств, по специальности актер театра и кино. в 1970-м году перехал в Саратов , служил там в театре, а переехал в Москву в 1979-м году, где поступил на службу в театр Ермоловой.

  • Светлана

    Я тоже не могу себе представить, какие то другие варианты в актёрском составе. Все органичны, хотя бабка была не совсем естественна. Видно, что много грима и актриса изображает возраст. В сюжет я влюблена. Действительно много находок – электро сон чего стоит. Обычно женщины любят ушами, а тут Вася уши распустил. “…немного бы соли…”
    – соль это яд!
    – так вроде сахар…
    – соль тоже!
    – я бы сейчас немного отравился бы…

    Спасибо нашему КиноГуру! Как всегда отлично подобранный материал и изложен здорово!

    • Lesami

      – соль – это белая смерть!
      -так ведь сахар же…
      – сахар – это сладкая смерть!
      ***

      – Василий, ну хочешь, я пироги научусь печь! я и сама их очень люблю, Василий! а хочешь… хочешь, я ругаться научусь? это даже пикантно! ёшкин кот!

  • Сергей

    Шикарно! Вот когда просил сделать обзор по “Голубям”, я именно такую вкуснятину себе и рисовал! Чтоб побольше деталюшечек, про актёров, мысли режисёра…одним словом как можно больше того, что до сих пор мало известно, поскольку это мой любимый фильм. Вот прям САМЫЙ любимый и конечно вызывает любопытство ВСЁ, что с ним связано! Спасибо, Серёга! Знак качества тебе!

  • Лена

    А я отношусь к фильму, как к капустнику. Собрались, подурачились именитые мэтры и разъехались по своим олимпам. Подурачились местами забавно, но местами переигрывали. Особенно дед с бабкой.