«Наши руки не для скуки или мужские забавы» 1


Другие статьи by Никфор Ляпис-Трубецкой (see all)

Издревле мужчина считался созидателем, впрочем, что не мешало ему разрушать все подряд, правда, нужно заметить всегда под благовидным предлогом. В эпоху развитого социализма, в промежутках между выполнением и перевыполнением соцсоревнований, добропорядочный мужчина под чутким и не у сыпным руководством супруги, обустраивал семейное жилище. Но разве может, сравнится, прибивание полочек и всяких вешалок с истинным порывом к созиданию чего ни будь великого и чрезвычайно нужного. Мебеля в это славное время собирать не требовалось, ибо добытый всеми правдами и не правдами шкаф, нужно было просто затащить в квартиру, а это требовало только физическую силу, и полету мысли развернутся, было негде.

Нужно сказать, что рыцари конца 20 века делились на несколько категорий. Первая вела беспощадный и непримиримый бой с зеленым змеем. На алтарь сражений клалось все, что подвернется под руку от одежды до домашней утвари. Но победы в этих боях были весьма сомнительными и баталии прерывались государственными учреждениями «ЛТП» или мощными ударами сковородки супруги. Сии войны затихали на некоторое время, но при первой же возможности пытались взять реванш.

 

 

Вторые скромные трудящиеся и служащие, которые находили себя в возлежании на диване с газетой, просмотре скудных телепередач по телевизору и повинностях на дачах и огородах. Всю свою злость и отвагу они вымещали морозными зимами на ковриках и половиках, залихватски размахивая выбивалками и вениками терзая измученные тела расползающихся паласов.

Третья же категория были энтузиасты и изобретатели, о них и будет наше повествование.

Настоящему мужчине нужна лошадь, что 500 лет назад, что сейчас, что в эпоху застоя. В современности конь конечно уже был железный, породы были разные, но всех объединяло одно высокая стоимость и сложность приобретения. Тут и выходят на сцену советские изобретатели – энтузиасты. Нужно отметить, что советское руководство всячески поддерживало таких изобретателей, при заводах и предприятиях открывались кружки и клубы автолюбителей. Появилось движение «САМАВТО». Были официально узаконены «Технические требования к легковым автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке». Они ограничивали, к примеру, объем двигателя и габариты самоделки, предписывали использовать самые важные системы (тормоза, рулевое управление, светотехника) заводского производства. С годами доверие государства к самодеятельным конструкторам росло: за 25 лет «Технические требования» менялись четыре раза, причем каждый раз становились более либеральными. Если в 1960-70-е годы допускалось оснащать машины-самоделки лишь мотоциклетными двигателями, то в следующей редакции «Технических требований» от 1980 г. объем разрешенного мотора вырос до 1,2 л – а это уже движок «ушастого» Запорожца (40 л.с.) или «первой» модели Жигулей (58 л.с.)! А с 1987-го можно было использовать силовые агрегаты любого объема при условии удельной мощности автомобиля в пределах 24-50 л.с. на тонну полной массы.  

Тут нужно прояснить, что подходы к созданию автомобилей были у всех разными, клубы проводили выставки и соревнования, среди своих самодельных автомобилей.  Частный же Кулибин создавал автомобиль для себя. Вариаций было множество. На пример, имея в собственности мотор, скажем от ГАЗ-21, человек мог считаться автолюбителем. И вот добыв раму с шасси от ГАЗ-51, кузов от Москвича-401, он умудрялся собрать этот трансформер в единое целое, «Мегатрон» по сравнению с таким авто, просто ведро с гайками. Такой автомобиль с успехом транспортировал весной холодильник на дачу, а осенью два мешка картошки обратно. Все остальное время он модернизировался и ремонтировался.

Или же совсем гибридные как аэромобиль Курункова  Трёхколёсный аэромобиль был построен в 1966 году. По задумке автора этого проекта он может еще и плавать. Винт, который вы видите, нужен для того, чтобы аэромобиль мог передвигаться. По данным, которые дошли до наших дней, трёхколёска могла развить скорость до 120 км/ч по шоссе.

Истинные же изобретатели предпочитали создавать автомобиль с нуля, полностью создавая дизайн кузова, используя для начинки оного только агрегаты и не всегда отечественного производства. Отдельные счастливчики имели гаражи, остальным приходилось приспосабливать под мастерские подвалы, заброшенные котельные, балконы собственных квартир, а иногда и под мастерскую отводилась комната. И даже если потом приходилось вытаскивать свое детище краном или спускать на тросах, такие уж мелочи ни кого не останавливали.

 

 

Позвольте же представить вам некоторых наиболее ярких представителей этого сообщества автолюбителей.

«Ленинград»

Самодельный двухместный кабриолет «Ленинград», построенный инженером Аркадием Бабичем в 1956 году. Основные узлы и агрегаты для создания «Ленинграда» (на его постройку ушло три года) были позаимствованы у большого седана ЗИМ, он же ГАЗ-12. Под капотом машины стоял рядный шестицилиндровый мотор, объёмом 3,5 литра и мощностью 90 л. с., работающий в сочетании с трёхступенчатой коробкой передач. Аркадий Бабич совершил на этом автомобиле дальний пробег из Симферополя в Ленинград протяженностью 2125 километров.

«Панголина»

Спорт кар «Панголина» создан в Ухте в 1980-м году инженером по образованию и электриком во Дворце детского творчества, а также по совместительству руководителем кружка технического творчества Александром Кулыгиным. Автомобиль с «начинкой» от ВАЗа разгонялся до заоблачной для «Жигулей» того времени отметки — 180 километров в час. Машина полностью состояла из отечественных материалов, которые Александр смог раздобыть на обычных рынках. В 2004 году создатель Панголины погиб в тяжелой катастрофе, и сегодня его автомобиль находится в музее автомобилей в Москве.

«Спорт-1500»

Этот автомобиль был создан одним человеком от начала до конца. В подвале. Юрию Рубелю понадобилось несколько лет, чтобы построить свою собственную модель, и его работа закончилась в 1977 году. Его кузов имеет не только оригинальный дизайн с высоким качеством изготовления и деталями, но и идеальное распределение веса, а также хорошо продуманный интерьер. За основу взяты жигули ВАЗ-2103.

«Меркурий»

Позже на той же матрице Юрия Рубеля взялась делать машину еще одна группа энтузиастов, так в 1982 году появился “Меркурий”. Правда, за базу теперь взяли ВАЗ-2106, а внешность претерпела небольшой рестайлинг. Три таких машины было построено в Москве, и еще две – в Тбилиси. Кузов Меркурия была сделан из стекловолокна.

 «Протон»

В 2002 году один из кузовов Меркурия попал к новому умельцу, который решил создать на этой базе электромобиль. Новый электромобиль назвали “Протон”. Двигатель он получил от электропогрузчика Balkancar, для питания установили 7 батарей. Запас хода составил почти 150 километров, а максимальная скорость – 110 километров в час. Автомобиль протестировали на МКАД, где он без труда преодолел полный круг.

 «ГТЩ»

Один из самых известных советских самодельных автомобилей в названии которого зашифрована фамилия братьев-создателей — «Гран Туризмо Щербининых». На автомобиле был установлен 2,45 л. двигатель от ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который разгонял «ГТЩ» до скорости 150 км/ч. Раму автомобиля Анатолий и Владимир Щербины сварили во дворе многоэтажного дома, после чего подняли на седьмой этаж квартиры и постепенно обшили панелями, выклеенными из стеклопластика. После того, как кузов был готов, автомобиль снова спустили во двор и полностью укомплектовали его силовыми агрегатами, подвеской, элементами интерьера и т.д. Потерпев два рестайлинга, автомобиль в достаточно хорошем состоянии сохранился до наших дней.

 «ЮНА»

Работы над созданием этого автомобиля начались в 1969 году, на самом деле, построено было два экземпляра, из которых “Юна” – второй. Созданием уникальных машин занимались братья Алгебраистовы. Первый спорткар назвали “Сатаной”. До нашего времени он не сохранился. Материалом для кузова стала стеклоткань с толщиной стенок по 3-6 миллиметров. При создании машины двигатель и много других “донорских” деталей и агрегатов позаимствовали у ГАЗ-24, правда, впоследствии, когда запчасти стали доступнее, мотор заменили на 2,5-литровую рядную шестерку от BMW. Автомобиль сохранился он до сих пор.

«Лаура»

В середине 80-х годов два инженера – Парфенов и Хаинов – собрали два таких автомобиля, которые одобрили лично Михаил Горбачев и Нучо Бертоне. Автомобиль был представлен на выставке в Праге по случаю 100-летия автомобиля. Сам Бертоне не мог поверить, что этот автомобиль был сделан самодельщиками, спроектирован двумя людьми. Учитывая, где он был создан, вряд ли стоит удивляться, что технически Лаура – это не что иное, как двигатель от ВАЗ-2105, который пристыковывался к развёрнутой коробке передач от «Запорожца» и далее вращение передавалось на передние ШРУСы от «Нивы». Сейчас машина находится в музее.

«Труд»

Двухдверный седан «Труд», построенный в 1964 году в Москве инженером О. Кучеренко, шокирует своими двумя главными особенностями. Первый заключается в том, что его сложные внешние панели изготовлены из стальных листов, а не из композитных материалов. Вторая захватывающая часть истории этого автомобиля заключается в том, что его трехцилиндровый двигатель не взят из существующей модели, он разработан создателем автомобиля. К сожалению, его мощность и другие технические характеристики неизвестны.

«Лань»

Автомобиль был создан в единичном экземпляре в 1972 году на Северодонецкой авторемонтной базе конструктором Н. Парафенко. В автомобиле использовались узлы и агрегаты от ГАЗ-21. Стоит отметить, что кузовные панели стеклопластиковые, которые вылепили в матрице за один прием. Спустя некоторое время конструкция была модернизирована. Так под капотом появился двигатель от ВАЗ-2101.

 «Каравелла»

Этот автомобиль был создан Александром Чапыгиным. Кузов сделан из стеклопластика. Двигатель от Запорожца расположен сзади. Переднюю подвеску Александр сделал полностью сам. Двухконтурная тормозная система тоже самодельная.

«Спорт-900»

Этот заднеприводный автомобиль появился благодаря инициативе группы сотрудников НАМИ. Он построен на базе ЗАЗ-965 либо ЗАЗ-965А (в зависимости от серии). Кузов сделан из композита. Салон окружен трубчатыми дугами, которые могли бы защитить водителя и пассажиров при аварии. V-образный 4-цилиндровый двигатель расположен сзади. Его мощность составляет 23 л.с. (был еще двигатель мощностью 27 л.с.), он работает в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач. “Спорт-900” выпускался мелкими партиями с 1963 по 1969 год на Московском заводе автомобильных кузовов.

«Вега-1600 GT»

Автомобиль Вега-1600 GT, был построен в Симферополе Виталием Руденко и Александром Костиным. Мотор, коробка передач, задний мост модели были скомпонованы из узлов “Жигулей”, “Запорожца” и ЛУАЗа. Вега-1600 GT появился в середине 80-х годов и имеет передовой для своего времени интерьер с глубокими передними сиденьями, которые вращаются вокруг своей оси. Панели элегантного и суперсовременного для тех лет кузова были сделаны из стеклопластика и крепились к пространственной трубчатой раме. Интересно и расположение дверей, которые открываются, сдвигаясь вперед, обеспечивая легкий доступ к внутреннему, переднему и заднему ряду сидений.

 

«Гепард»

Этот автомобиль может легко конкурировать с британскими моделями Триумфа и МГ, но правда он родился в СССР и является сильно модифицированным Запорожцем. Между 1966 и 1968 годами были построены несколько автомобилей Гепард, отличающихся элементами, взятыми из других автомобилей. Некоторые из них использовали двигатель от ЗАЗ-966 и другие от ЗАЗ-965. Лимузин все еще жив и находится в музее.

 «Ленинакан»

Известно, что машина была построена в конце 1980-х годов Мкртичем Погосяном и базировалась на архитектуре Волжской ГАЗ-24.

 «Кентавр»

Этот полноприводный микроавтобус был создан в 1984 году с использованием агрегатов от ВАЗ-2101. Его металлические боковины и крыша съемные, что позволяет без проблем превратить его в пикап. Подвеска у микроавтобуса полностью зависимая и рессорна, поэтому бездорожье для него не страшно. Что касается раздаточной коробки, то она взята от Willys MB.

 «Тритон»

«Тритон» — это уникальный в своем роде автомобиль-амфибия, созданный московским инженером Д. Кудрячковым. Автомобиль одновременно был зарегистрирован в ГАИ и в Госинспекции маломерных судов. На «Тритоне» был установлен двигатель от Волги ГАЗ-21, а трансмиссия от Запорожца ЗАЗ-968. Автомобиль отлично себя чувствовал как на суше, так и на воде. На шоссе он отличался устойчивостью и плавностью хода. Для движения по воде конструктором был взят водомет, позволяющий двигаться по мелководью со скоростью 50 км/ч. Во время движения по воде колеса поднимались вверх вдоль бортов тросовой лебедкой.

И это только малая и самая известная часть изобретателей и их творений.

Сегодня выбор автомобилей огромный, как и ценовой диапазон. Так что создание авто своими руками кануло в небытие, за редким исключением, еще остались упорные изобретатели которые делают автомобиль под себя. И борьба с зеленым недругом нет- нет, да вспыхивает, но имеет уже не глобальные масштабы. Битва с коврами и паласами тоже закончилась, по причине выхода оных из моды и появления кучи разных пылесосов. А вот возлежание на диване по-прежнему в моде, газету заменил интернет, и уж тут равных нам нет. Свержение правительств, войны и катаклизмы, управление планетой и вселенной, все под силу диванным войнам. Что же до того что бы что то сделать своими руками…..

Попробуйте собрать без инструкции шкаф «Клеппстад» или «Бримнэс» из Икеа!


Оставьте комментарий

Мысль на тему “«Наши руки не для скуки или мужские забавы»

  • Сергей

    Ляпис, тебе нужно быть журналистом! Писал про кино, я увидел кино по – другому, стал писать про самоделкиных, я с интересом читаю и про них. Темы разные, которые объединяет только автор…вывод – автор интересен во всех проявлениях!