Одна на всех мы за ценой не постоим! 3


Другие статьи by Никфор Ляпис-Трубецкой (see all)

Белорусский вокзал 1970 год.

Режиссер Андрей Смирнов узнал, что Вадим Трунин написал сценарий о том, как четверо фронтовых друзей встречаются через много лет на похоронах своего командира. Они целый день пытаются его помянуть и снова обретают настоящую дружбу, утерянную за годы. Смирнов разыскал Трунина в Таджикистане, и они вместе стали ходить по начальству, чтобы добиться разрешения на работу. Но не тут-то было. Сценарий на киностудии Григория Чухрая приняли, а вот режиссеру категорически отказали. Дело в том, что за три года до этого Смирнов на этой же студии снял новеллу «Ангел», посвященную пятидесятилетию Октябрьской революции.
Но фильм на 20 лет положили на полку.

 

Поэтому после долгих поисков сценарий «Вокзала» сначала предложили Ларисе Шепитько, которая от него отказалась, а потом Марку Осипяну, который тоже не захотел снимать этот фильм. И только через год, после вмешательства Михаила Ромма — учителя Смирнова,—картину запустили в производство на «Мосфильме». Но на этом мытарства Андрея Сергеевича не прекратились. Съемки останавливали четыре раза и обсуждали на парткомах и худсоветах разного уровня.

Режиссёр и сценарист с самого начала решили приглашать на главные роли известных артистов. Роль слесаря Ивана Приходько была написана специально для Евгения Леонова, но ради порядка сделали пробы ещё и Николая Рыбникова.

 

 

Николай Рыбников

Евгений Леонов – «Фон фильма именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга — маленький, незаметненький — имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово — дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю».

— В первом варианте сценария Иван Приходько был не газовщиком, а водопроводчиком.
— Героев Евгения Леонова и Любови Соколовой, супругов Приходько, зовут Иван и Люба. Персонажей с такими же именами, и тоже мужа и жену актеры сыграли в комедии Георгия Данелии “Тридцать три”.

Остальные актёры были утверждены в результате долгих проб:

Бухгалтера Дубинского могли сыграть

Николай Гринько

Иннокентий Смоктуновский

А сыграл Анатолий Папанов

Единственный из съемочной группы кто воевал в Великую Отечественную Войну.

С первых дней войны Папанов находился на фронте. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. 22 марта 1942 года попал в окружение под Харьковом и получил тяжёлое ранение: взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев он провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы, и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью.

директором комбината могли стать

Михаил Ульянов

Всеволод Санаев

и даже режиссёр Эльдар Рязанов

Сыграл Всеволод Сафонов

на роль журналиста пробовались

Армен Джигарханян

Леонид Кулагин

сыграл Алексей Глазырин

Маргарита Терехова появилась в «Белорусском вокзале» после трехлетнего перерыва в карьере. Она родила дочь Аню и полностью посвятила себя ее воспитанию. Все знакомые говорили актрисе, что она не сможет вернуться в профессию, но у Тереховой получилось, и вполне успешно.

 

Но больше всего у режиссера возникло проблем с подбором актрисы на роль медсестры Раи. На пробы приходили Ия Саввина, Нина Архипова, Людмила Хитяева, Дирекция «Мосфильма» и лично министр культуры Екатерина Фурцева настоятельно рекомендовали Инну Макарову.

Ия Саввина

Нина Архипова

Людмила Хитяева

Инна Макарова

Но Смирнов видел в этой роли только Нину Ургант. Прошел год, был снят весь фильм, кроме сцен с медсестрой, а актрису все никак не утверждали. Из-за нервов и перенапряжения режиссер попал в больницу и отказался от работы над картиной, поскольку ему не разрешали снять актрису. Руководство «Мосфильма» еще раз попыталось надавить на строптивого Смирнова, но в результате сдалось и утвердило Ургант.

 

Исполнители главных ролей Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин прохладно отнеслись к питерской актрисе и поначалу Нину попросту не замечали. Но после съемки первого же совместного эпизода их отношение переменилось, они по-настоящему сдружились и общались даже после «Белорусского вокзала». Позднее Нина Ургант рассказывала в интервью: «Несмотря на то что ребят — замечательных актеров Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Всеволода Сафонова и Алексея Глазырина — уже нет в живых, я чувствую, что они по-прежнему рядом со мной. Мальчики оберегают меня. А я часто захожу в Никольский храм и ставлю свечки за их упокой и разговариваю с ними».

— Для Нины Ургант роль медсестры Раи стала самой значительной экранной работой. В числе первых актрису после выхода фильма поздравили с успехом легендарная Фаина Раневская и  министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Узнав об этом, Евгений Леонов шутливо заметил: «Мы все «звезды», а пришла Ургант и всех нас затмила! Ни о ком не говорят, только о тебе».

 

Изначально в сценарии была прописана иная история: друзья встречаются на похоронах, поминают товарища в ресторане. К ним цепляется подвыпившая компания молодых людей. Завязывается драка, друзья побеждают нахалов, но оказываются в милиции. Вспомнив свое боевое прошлое, герои освобождаются, скрутив охрану. Такой поворот событий начальство посчитало неверным и даже клеветническим и запретило бить милицию в кадре. В результате и появилась всем известная история с газовой аварией. После этого Смирнова попросили добавить эпизод, где милиционер извиняется за то, что друзья попали в участок без разбирательств.

В другой раз картину чуть не закрыли, посчитав, что главные герои выглядят очень неправдоподобно. «Создается такое впечатление, что друзья не победители в войне, а проигравшие» — так было написано в резолюции. И опять «Белорусский вокзал» отстоял Михаил Ромм.

 

Практически целиком был переснят эпизод, в котором медсестра Рая моет своих гостей. В первоначальном варианте перепачканные друзья остаются в одних трусах, умываются и в них же выходят в комнату, потому что не стесняются ни друг друга, ни тем более своей родной медсестрички. Но худсовет назвал эту сцену позором, и в результате в кадре появляются лишь голые спины, а из ванной герои уже выходят полностью одетыми.

Кстати, из-за квартиры Раи режиссер и оператор получили выговор и были оштрафованы на треть оклада. Дело в том, что Смирнов и Лебешев (оператор) заставили переделать отстроенные декорации квартиры, которые выглядели царскими хоромами. И попросили создать жилье медсестры — скромное и чистенькое, то есть более приближенное к реальной жизни.

 

— Оператор картины Павел Лебешев отмечал: «Мы сначала придумали совершенно другую картину, — я имею в виду ее пластику, изображение. Она должна была быть черно-белой, очень строгой, аскетичной, «под документ». Мне кажется, что если бы мы ее сняли так, как сначала задумали, получилось бы очень неплохо. Но случилось так, что за три дня до начала съемок было принято решение — не мной, конечно, — делать ее цветной и широкоэкранной».

Актёры долго не представляли, что получится в результате работы, так как режиссёр снимал сцены не по порядку. К 29-летнему режиссёру первое время вообще относились скептически, но он сумел завоевать расположение мэтров, и потом актёры с удовольствием вспоминали дружескую атмосферу на съёмках.

 

 

Написать песню для фильма сценарист попросил Булата Окуджаву. Бард сначала отказался, сказал, что больше песен не пишет, надоело. Но его попросили посмотреть черновой материал фильма и потом принять окончательное решение… После просмотра Окуджава сказал, что берётся за работу, и специально для Нины Ургант написал песню «Нам нужна одна победа».

 

Сама же актриса очень хотела спеть что-нибудь из репертуара Шульженко, например, «Синий платочек», но спорить с режиссёром не решилась. Она прониклась песней Окуджавы только после того, как на репетиции увидела слёзы на глазах у актёров. После этого самым сложным было выполнить требование режиссёра не плакать самой…
Оркестровую аранжировку песни написал композитор Альфред Шнитке, но настоял, чтобы и в фильме, и на всех пластинках автором музыки указывался только Булат Окуджава.

 


Оставьте комментарий

3 мыслей про “Одна на всех мы за ценой не постоим!



Перейти к верхней панели