УКРАЛ, ВЫПИЛ В ТЮРЬМУ! РОМАНТИКА! 1


ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ УДАЧИ.

Истории создания отечественных кинофильмов, представляются огромной библиотекой, в которой хранятся тома о шедеврах Советской киноиндустрии. Как снимали, где, актеры, режиссеры и множество забавных, а иногда и печальных фактов закулисной жизни. Ну что же приоткроем занавес с еще одного съемочного процесса, на сей раз дамы и господа «Джентльмены удачи».

Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!

В январе 1970 года маститый уже режиссер Георгий Данелия и молодая писательница Виктория Токарева принесли на «Мосфильм» сценарную заявку под условным названием «Рецидивист». Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. У этой заявки и появившейся два года спустя ленты нет почти ничего общего. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова – а именно на него в первую очередь и писался сценарий – изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый.

Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!

На какой-то вечеринке в ресторане Александр Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно.

Георгий Данелия – «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он». Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом – Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, – тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице.

По задумке создателей сниматься в фильме должны были лучшие комедийные актеры страны. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый милиционер силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А противостояла ему шайка мошенников:

Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр

Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец

Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси

Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.

Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны. Начались мучительные поиски актеров.

Точно, слабохарактерный… Стырил общие деньги — и на таксиста свалил!

На роль Хмыря сначала пробовались:

Лев Дуров

Рудольф Рудин

Виктор Сергачев

но исполнил этого персонажа Георгий Вицин

На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина.

Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!

 

А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? – переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого.

Георгий Данелия- «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

 

Этот Василий Алибабаевич… этот нехороший человек… мне на ногу батарею сбросил, падла!

Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но его не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР, этот вариант отпал.

И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности». В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным.

В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу».

Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который должен был сыграть незначительную роль начальника тюрьмы. Он и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.

Какой хороший женщин! А отец — барыга! Спекулянт!

Наверное, по количеству известных артистов «Джентльмены удачи» побили все рекорды советского кино. Даже в эпизодических ролях – «звезда на звезде»:

Олег Видов

Николай Олялин

Любовь Соколова

Наталья Фатеева

У Натальи Фатеевой в период съемок фильма была еще грудная дочка Наташа, и потом, ей совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги – не лишние.

Лошадью ходи, век воли не видать!

Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелии все же сработали.

Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я загубил!

И так в феврале 1971 года начались съемки. Тюремные сцены снимались в настоящей тюрьме строгого режима в Самарканде.

Раднэр Муратов – «Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ – если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий. Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость».

Какой хороший цемент — не отмывается совсем!

В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия. «Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было. Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем — Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Верблюда съемочная группа нашла не сразу. К удивлению киношников, в Самарканде эти животные не встречаются на каждом шагу. Потому верблюда отыскали с трудом — и то лишь в зоопарке. И, кстати, на самом деле верблюд не плевал в Косого. Вместо слюны животного использовался вспененный шампунь. В период съемок с верблюдом произошла одна забавная история. Он жил в кузове грузовика, припаркованного во дворе гостиницы, в которой ночевали члены съемочной группы. Как-то утром киношники глянули на верблюда и не смогли сдержать хохот. Оказалось, одна его сторона была полностью выбрита. Сделал это хозяин животного, живший в кабине того же грузовика. Ему не заплатили суточные, и, чтобы прокормиться, он побрил верблюда и продал шерсть. Потому-то в кино животное показывают только с одной, небритой стороны.

Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста! Газовый керосинка буду покупать!

Дом, в котором джентльмены удачи жили в Москве, стоял в Старопименовском переулке. Строение было предназначен на снос, жильцов выселили, но оказался удивительно крепким, поэтому его без сожалений отдали киношникам для сжигания. Всё горело по-настоящему. К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени.

                 

 

А он еще губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал!

Дачу профессора археологии снимали в Серебряном Бору, это была дача одного из членов съёмочной группы. Эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, — актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову — подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова. В таком виде дубль и вошёл в картину.

В этой сцене Крамаров набрал в рот настоящий шампунь. Потому что киношники не могли придумать какую-то замену этой жидкости.

Кто ж его посадит? Он же памятник!

Олег Видов, исполнивший роль старшего лейтенанта милиции, несколько раз срывал съемку сцены поездки на такси. Потому что буквально плакал от смеха, когда смотрел на Крамарова и слушал его фразы. Особенно он не мог сдерживаться после слов Косого: «Карту купи, лапоть! О! Нашел, нашел! Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево!» Поэтому в фильме большую часть своих фраз Видов проговаривал, практически не глядя на Крамарова.

 

Доцент кто? Жулик! Жуликов много, а шапка одна!

Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, — призналась она. — Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

 

Рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю! Всю жизнь!.. работать на лекарства будешь!!!

Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю». Но это не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор. И буквально все выражения ушли в народ. Комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин». Ещё во время съёмок «Джентльменов» у него обнаружили тяжёлую болезнь лейкемию. Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и 16 октября 1987 года, за несколько дней до своего 60-летия, он застрелился.

Джентльменов удачи» сняли всего за три месяца с февраля по апрель 1971 г. А прокатную судьбу картины определил – как это часто бывало – генсек Леонид Ильич Брежнев. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче. В итоге искренний интерес Брежнева к картине снял все вопросы. Обсуждение фильма на худсовете прошло на удивление мирно. Претензию сформулировали одну-единственную – мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.

Когда в конце 1971 года «Джентльмены» вышли на широкий экран, официальный прием и зрительский были прямо противоположными. У зрителей – ошеломляющий успех, фильм сразу и безоговорочно стал хитом, заняв первое место в прокате СССР. А критики и чиновники от кино обвиняли его во всех смертных грехах. Но, как вспоминал потом Евгений Леонов: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится – там, дескать, с эстетикой не все ладно – так тебя же еще и побьют за это».

Сейчас, к сожалению таких фильмов уже не снимают, по этому, мы раз за разом пересматриваем советские кинофильмы. Как и этот, где отчаянная четверка джентльменов удачи ищет шлем Александра Македонского. Как говорится – Это вам не мелочь по карманам тырить…….

 


Оставьте комментарий

Мысль на тему “УКРАЛ, ВЫПИЛ В ТЮРЬМУ! РОМАНТИКА!