Формула любви 6


Другие статьи by Никфор Ляпис-Трубецкой (see all)

«ФОРМУЛА ЛЮБВИ»

— Для чего живёт человек на земле? Скажите.
— Как же так сразу-то? И потом, где живёт? Ежели у нас, в Смоленской губернии — это одно, ежели в Тамбовской губернии — это другое.

 

Марку Анатольевичу Захарову посвящается.

По воспоминаниям актеров и создателей кинофильма. Все права на фото и видео материалы принадлежат их авторам и правообладателям.

Первоисточником для сценария стало первое сочинение Алексея Толстого под названием «Лунная сырость», которое позже автор переименовал в «Граф Калиостро». Это было мрачное произведение, высмеивающее увлечение высшего света всевозможной эзотерикой и оккультизмом. Главным действующим лицом была реальная легендарная личность — итальянский мистик и авантюрист Алессандро Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, промышлявший изготовлением «лекарственных снадобий», сеансами «магнетизма», распространением о себе всевозможных слухов, а также подделкой документов и драгоценных камней. Драматург Григорий Горин и режиссёр Марк Захаров от первоисточника оставили только главную сюжетную линию, превратив серьёзную повесть в ироничную комедию.

Эта «формула» в общем-то старая,
Очень много от Марка Захарова,
Много Горина, много Гладкова,
И чуть-чуть Алексея Толстого.

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Традиционно в его фильмах снимались артисты «Ленкома». Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Только с Калиостро возникла заминка.

 

 

 

второй режиссер картины Юсуп Даниялов – Сложно было найти исполнителя роли Калиостро. Драматург Григорий Горин видел в этой роли Олега Янковского, но артист из суеверия отказался играть экстрасенса – не хотел связываться с мистикой. Я лично носил сценарий Никите Михалкову. С его выразительными глазами можно было играть Калиостро, но Никита Сергеевич не смог сниматься из-за занятости.

     

 

Нодар Мгалоблишвили: «Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе, – вспоминает Нодар. – Я там играл Яго. И вот в антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».

 

 

Да, это от души. Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою. Но вот чтобы так, за обедом на десерт, и острый предмет – замечательно. За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ну ежели конечно, кроме железных предметов, еще и фарфор можете употребить – тогда… просто слов нет.

 

Никаких возражений, понятно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться на столь заманчивое предложение. И надо же, какой конфуз! Хотя Нодар Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне адекватной: «Да я ведь даже русского языка не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами».
«Ну, этот вопрос мы уже решили, – с невозмутимым выражением лица сказал режиссер. – Вас озвучит другой актер, который прекрасно говорит по-русски».
И действительно, в картине Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

Семен Фарада, тоже сыгравший в картине, шутил: только в русском кино такое возможно – чтобы итальянского мистика изображал грузин, а озвучивал армянин!

 

 

 

 

На роли двух молодых героев режиссер пригласил в то время еще студентов Щепкинского училища. Роль Марии Ивановны досталась Елене Валюшкиной, а Александру Михайлову предложили сыграть помещика Алексея Федяшева.

Когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера c «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли. «Какой фильм? Какие съемки? Я вообще-то собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце трубки недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И – на минуточку – у самого Марка Захарова!

Елена Валюшкина: «Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы».

Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неизведанную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.

Дядя Степан, помог бы ты им, а? Ну грех смеяться над убогими. Ну ты посмотри на них! Подневольные ж люди, одной рыбой питаются. И поют так жалостно!..

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого – пристроить любимое чадо на тепленькое местечко? Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот здесь уж нашла коса на камень. Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном – в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова. И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать – и никаких гвоздей, – нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке. Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!

 

Сильвупле, дорогие гости! Сильвупле… Жевупри… авек плезир… Господи прости, от страха все слова повыскакивали.

Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина – столь же харизматичный, как и сам Нодар Мгалоблишвили. Но сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась. Неужели стоит обратить внимание на «чужих» актеров?
И тогда Марк Захаров с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца.

Леониду Броневому удалось на экране воссоздать очень симпатичный и запоминающийся образ доктора, который так и сыпал крылатыми цитатами.

— На что жалуемся?
— На голову жалуется.
— Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит.

 

 

 

— Мы договорились?
— Да, принц!
— Значит, я ставлю ультиматум…
— Да. А я захожу сзади.

 

Двух импозантных помощников играли Александр Абдулов с Семеном Фарадой. Изначально участие Александра Абдулова в фильме не планировалось. Когда работа над «Формулой любви» началась, он сам обратился к Марку Захарову с просьбой о роли. После этого Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа. Абдуловым был придуман эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека.

В роли кузнеца утвердили Николая Скоробогатова.

Ален ноби, ностра алис! Что означает — ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может.

 

 

 

 

 

В реальной жизни ассистенткой Калиостро была Лоренца Феличиани – первая красавица Рима, которую он соблазнил (как считается, не без помощи своих гипнотических способностей) и заставил выйти замуж за себя. Она принимала участие во всех его «сеансах волшебства» и шептала дамам света, что ей на самом деле 60 лет, но она знает секрет вечной молодости. Правда, потом дала в суде показания против мужа-колдуна, и его приговорили к пожизненному заключению.

 

 

 

— Это Жазель. Француженка. Я признал её. По ноге.
— Не-е, это не Жазель. Жазель была брунетка, а эта вся белая.

 

Ассистентку в фильме сыграла актриса Елена Аминова, в каком-то смысле тоже дама роковая. За ней ухаживали оба ассистента Калиостро Абдулов и Фарада. Однажды утром Елена проснулась от дурманящего запаха и увидела, что вся ее кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу. В другой раз Фарада повез Аминову покататься по окрестностям. В салоне машины на лобовом стекле висела куколка, которую Елена от нечего делать украсила цветочками. А когда Фарада вернулся в Москву, его жена чуть не подала на развод. Сев к нему в машину, тут же заявила: «Ты здесь возил женщину!» «Я уж было подумал, что у нее открылось ясновидение, – вспоминал Фарада. – Пришлось подтвердить: мол, был грешок – покатал на машине красивую барышню. Позже супруга сама объяснила мужу: «Какое ясновидение? Только женщина могла так украсить ту куклу!»

В этом кинофильме снялась еще одна популярная актриса, но о ней расскажем немного позже.

Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было.

Подходящую усадьбу для молодого помещика Федяшева нашли в Подмосковье в Домодедовском районе в деревне Ляхово близ железнодорожной станции Барыбино. Именно там снималась большая часть сцен, в том числе прыжки со второго этажа. К сожалению, в настоящее время усадьба выглядит весьма плачевно. Объект культурного наследия довели до ужасного состояния. Сцены у реки и церкви снимались в селе Авдотьино (Ступинский район Московской области) — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя XVIII века Николая Новикова.

 

Самым главным на площадке (ну помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить весь народ, чтобы отправиться… на рыбалку. В то время актёр был на пике популярности. После фильма “Обыкновенное чудо” к нему надолго прилипло ненавистное ему амплуа героя-любовника.

 

 

Елена Валюшкина: Он страдал безумно от того, что он красивый. Он всячески старался доказать, что он актёр, что он мужчина, что он мужик такой. Он даже в “Формуле любви” уже старался подпортить себя такими какими-то париками лысыми, ещё чем-то, чтобы уйти от этого. Он очень переживал. Причём он меня раздел там. Он уговаривал меня сутки, говорил: “Ты пойми, ты одна такая будешь в Советском Союзе. Была Коренева до тебя, но она уехала, её сейчас нет в стране. Ты одна”.

 

— Карета сломалась, кузнец в бегах, так он в Васильевской гостинице сидит, клопов кормит.
— Клопов? Великий человек, магистр — и клопов?
— Так они, сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр.

Не обошлось и без мистики во время съемочного процесса, как шутила съемочная группа и актеры, что это проделки Калиостро.

Геннадий Гладков: Съемки фильма сразу же начались со сложностей, словно сам Калиостро был против. Первым «под раздачу мистики» попал исполнитель главной роли – Мгалоблишвили. Ему выделили номер в московской гостинице. Нодар сидел на подоконнике распахнутого окна и пел (а громко петь он любил). Засмотрелся на незнакомую барышню, которая остановилась его послушать, вывалился из окна и сломал ногу! Какой же чародей на костылях? Нодар уверял, что виноват во всем сам Калиостро. Марк Захаров решил продолжать съемки вопреки «злым силам и чертовщине». Нодар садился верхом на рабочего, который на четвереньках возил его во время съемок, потому что по сценарию граф должен был спокойно двигаться. Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда ноги графа Калиостро обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил… композитор Геннадий Гладков. Именно его нижние конечности частенько видны на экране. Между прочим, сам Гладков сыграл в фильме вполне полноценную роль – слуги, произносящего фразу: «С кого ж такую лепили?» Однако коварный Захаров отчего-то отказался указывать имя композитора в титрах.

 

 

Следующей жертвой «темных сил» оказался актер Саша Михайлов, сыгравший провинциального помещика Алексея Федяшева. Требовалось прыгнуть из окна прямиком в седло лошади. Артист отказался от каскадера. Но с непривычки приземлился неудачно и на несколько дней вышел из строя.

 

Юсуп Даниялов: Дочь режиссера актриса Александра Захарова, игравшая в фильме деревенскую девку Фимку, на съемках случайно сломала большой палец на ноге. А ей же танцевать! Но она, превозмогая боль, прекрасно двигалась. А Александр Абдулов и вовсе мог погибнуть. Снимали проход кареты, запряженной лошадьми. Саша захотел без каскадера ею управлять. И тут вдруг лошади понесли, карета перевернулась и упала в овраг! На площадке повисла гробовая тишина. Все подумали о самом страшном. «Саша, вы живы?!» – крикнул в рупор Захаров. «Жив!» – Абдулов выбирался из кустов невредимый, только ушибся. Оказывается, вожжи были слишком длинные, неудобные – и он на ходу намотал их на сапог. Когда же лошади понесли, мгновенно среагировал и скинул сапог с ноги!

 

Экспертом по «мистическим трюкам» у нас выступил иллюзионист Шаг-Новожилов, Но по ходу съемок стало ясно, что его фокусы на практике трудновыполнимы. Например, надо было, чтобы свечки от взгляда Калиостро разом погасли. Шаг-Новожилов хитро говорит: мол, я покажу на одной этот трюк, а на съемках будете делать сами. Берет свечку, в ней прожигает раскаленной спицей отверстие, туда вставляет фитиль, зажигает его и вытаскивает снизу. И как только фитиль утапливается в воске, он гаснет. Но это одна свечка. А нам требовалось, чтобы одновременно шесть свечей погасли! Мы попробовали – не получается одновременно затушить шесть свечей по его методике. Я говорю: «Марк Анатольевич, давайте я буду магом!» Взял огромную фанеру и в нужный момент во время съемок за кадром с силой махнул ею, и свечки одновременно погасли. Стояла задача, чтобы дверь сама закрывалась и открывалась. Тоже сначала какие-то приспособления пробовали, но потом просто поставили человека, он смотрел на актера и по его глазам понимал, когда надо дверь толкнуть.

От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят. Вон у Загосиных мужик о прошлом году с воза упал да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк!

Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали все мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Александр Абдулов. В группе шутили, что эти глыбы даже нечисти не по зубам. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания под названием «съемочная группа «Формулы любви» лично к ним не имеет отношения. Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития. И там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая, святых не допускался.

Леонид Броневой: Не дай Бог, если Пельтцер проиграет. Виноват всегда был я, потому что я сделал не тот ход. Мне доставался такой мат! Но поскольку она обаятельная женщина, очень милая, у неё это звучало прекрасно.

К утру комната напоминала прокуренный салун: дышать в этой клетушке после ночных посиделок было просто невозможно, дымили-то все по-черному. Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и соответственно участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно.

Статуя здесь ни при чём. Она тоже женщина несчастная. Она графа любит…

А популярная актриса это статуя. В роли статуи Галатеи, она же Прасковья Тулупова которую оживлял Калиостро, снялась статуя из Городской  усадьбы Е. Н. Вандышниковой — Э. М. Банза. До «Формулы любви» она снималась и в других кинофильмах:

 

 

 

Скульптура девушки впервые снялась в фильме «Бег».

После её можно было увидеть перед Бубликовым в «Служебном романе».

В бане в комедии «Старый Новый год».

В гостинице в фильме «Вечерний лабиринт».

В приемной Вассы Железновой в фильме «Васса».

Сейчас Галатея уже не снимается — из реквизиторской «Мосфильма» она вернулась во двор московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле, где и стояла до начала актёрской карьеры. Точной информации об авторстве и дате установки статуи не сохранилось. По мнению искусствоведов, она является типичным образцом садово-парковой скульптуры XIX века. Статуя воплощает образ классического идеала красоты, реального прототипа она не имела.

 

Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности. Самый главный весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине.
Другие неточности оказались более интеллектуальными. Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском велико-светском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»). Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя.

Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.

В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан. Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

 

 

 

Тогда она сняла с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

Геннадий Гладков:  «Уно, уно, уно, ун моменто!» не предполагалось в сценарии. Но меня уговорили Фарада и Абдулов: мол, напиши нам песню. Я подумал: раз герои – итальянская свита Калиостро, петь они должны что-то итальянское. Попросил знакомую преподавательницу иняза написать итальянские слова. Потом их зарифмовал, получилась незатейливая песенка. Захаров распорядился, чтобы под нее снимали дуэт Абдулова и Фарады. Времени было в обрез – а у Семена никак не получалось. Тогда я спел с Абдуловым вместо Фарады, оказал, так сказать, скорую помощь.

При приеме фильма худсовет попросил меня сделать русский перевод итальянских слов: мол, нет ли в них чего неприличного. Спросили: кто автор текста? Я честно ответил, что это просто набор итальянских слов. Тогда решено было написать в титрах так: музыка – Гладкова, слова – Гладкова и народные.

Со времён графа Калиостро формулу любви так и не нашли, но авторы этого фильма открыли формулу успеха. И пусть не у всех она работает, зато все понимают, к чему надо стремиться.

 


Оставьте комментарий

6 мыслей про “Формула любви

  • Коляныч

    Я прекрасно помню трейлер фильма перед выходом на экраны. Это было впервые. Обычно новые фильмы не рекламировали по телевизору до их выхода. Показали песню “Уно моменто” и эпизод с игрой в городки и кузнеца. Как же долго , живу!

  • Лена

    После каждого Вашего обзора хочется воскликнуть “Это же мой самый любимый фильм”. И этих “самых любимых” стало уже много. Какой следующий фильм Вы сделаете для меня “самым любимым”?

  • Аноним

    Спасибо автору! Вот никогда бы не подумала, что кто-то из актеров может даже помыслить об отказе сниматься у Захарова.
    Интересно читать. Хорошая подборка фактов, цитат и фотографий! Сразу фильм захотелось пересмотреть и книгу прочитать!

  • Lesami

    кстати, про качующие по фильмам статуи…
    лошадь , которой в “Служебном романе” планировали обрадовать юбиляра Бубликова, фигурировала еще в “Бриллиантовой руке”. помните, в магазине, перед тем как к Семен Семенычу подошла Анна Сергеевна :
    “- а есть точно такая же, но без крыльев?
    – нет.
    – будем искать! ” ?

  • СССР-НАШ!

    Каждый раз читаю взахлёб. И сколько бы не открывал автор малоизвестных подробностей, мне всё время кажется их мало… Читаешь и смотришь как опускается ползунок просмотра вниз с сожалением “скоро конец…”, а я ещё не наелся…